Приветствую Вас Гость!
Вторник, 28.01.2020, 06:55
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 110

Форма входа

Закладки

Галереи

TOP 10 городов

Статистика

PR-CY.Rank

Баннеры

Анализ сайта

Поиск

Мы Вконтакте

Календарь

«  Октябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Облако Тегов

Архив записей

Наши партнеры

Энциклопедия Великой Отечественной войны

ПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой войны

Друзья сайта

Организации
  • Институт инновационной деятельности в образовании РАО
  • Центр дополнительного образования для детей (Детский автогородок)
  • Консалтинговое агентство "Дива"
  • Институт профессионального развития персонала
  • Электронные СМИ
  • Электронный научно-практический журнал «Инноватика в образовании»
  • Научный журнал «Вторая мировая война»
  • Научный журнал «Вопросы профессионального развития персонала»
  • Новостной портал «Arik»
  • Генеалогия
  • Международный дворянский клуб "Szlachta"
  • Международный союз дворянских собраний
  • История
  • Энциклопедия Второй мировой войны
  • Энциклопедия Третьего Рейха
  • Советский Союз во Второй мировой войне
  • Энциклопедия США
  • СAllies - Западные союзники
  • Энциклопедия Польши (Второй Польской Республики)
  • Биографии выдающихся исторических личностей
  • Величайшие войны в истории человечества
  • Военная техника и оружие Второй мировой войны
  • Развлечения
  • Виртуальная Речь Посполитая
  • E3R.RU Сериалы онлайн
  • Подручный бездарной Луизы
  • АНИМЕ КАРТИНКИ И ОБОИ
  • Доски объявлений
  • Доска объявлений
  • Персональные странички
  • Сайт Красильникова А.А.
  • Сайт Киселёва А.Г.
  • Главная » 2012 » Октябрь » 18 » Sturmgeschutz III / IV
    22:10
    Sturmgeschutz III / IV
    Sturmgeschutz III / IV (штурмовое орудие)



    Stug III был одной из серий штурмовых орудий/истребителей танков, выпускавшихся Германией в течение Второй Мировой Войны. Штурмовые самоходные орудия имеют более простую конструкцию, дешевле в производстве и требуют меньше времени на разработку, чем полноценный танк с вращающейся башней. Именно поэтому германская промышленность строила их в больших количествах. Стоимость одного Stug III Ausf G составляла 82.500 рейхсмарок, что было дешевле, чем PzKpfw III Ausf M (103.163 рейхсмарок) и PzKpfw IV Ausf F2 (115.962 рейхсмарок). А за стоимость одного Королевского Тигра можно было приобрести почти четыре Stug III.
    В 1935 году полковник Erich von Manstein предложил разработать такую штурмовую артиллерию, которая вооружалась бы штурмовыми орудиями, установленными на тракторное шасси. 15 июня в компании Daimler-Benz AG был размещён заказ на разработку бронемашины поддержки пехоты, вооружённой 75мм. орудием. Ограничение по траверзу орудия должно было составлять не менее 25 градусов, чтобы машина была способна вести прямой огонь в горизонтальном секторе до 6 км. Орудие должно было быть установлено в надстройке, полностью защищавшей экипаж. Высота штурмового орудия не должна была превышать средний рост человека. Daimler-Benz AG, уже имея опыт разработки и производства Panzer III, решил использовать для машины его шасси и компоненты. В 1937 году 5 экспериментальных образцов (0-Series) были изготовлены компанией Alkett. Они состояли из шасси предсерийных PzKpfw III Ausf B, с надстройкой из мягкой стали, вооружённые короткоствольными 75мм. орудиями StuK (Sturmkanone), разработанными и выпускавшимися компанией Krupp. Они интенсивно испытывались в Kummersdorf'е, Doberitz'е и других испытательных полигонах. Эти прототипы, как учебные машины, оставались в строю до 1942 года. 
    Первая серийная машина, базировавшаяся на шасси и компонентах Panzer III Ausf F, была выпущена в январе 1940 года. 75мм. орудие StuK 37 L/24 было установлено в надстройке с наклонными плоскостями со смещением вправо. Надстройка собиралась из бронелистов и монтировалась на сварном корпусе. Боковые люки, изначально присутствовавшие на корпусе Panzer III, были ликвидированы, фронтальное бронирование увеличено с 30-ти до 50мм. С января по май 1940 года компанией Alkett было выпущено 30 StuG III Ausf A (1-Series). Они поступили в 640-ю, 659-ю, 660-ю и 665-ю батареи штурмовой артиллерии (Sturmartillerie Batteries), и впервые участвовали в боевых действиях в ходе Французской кампании. Впоследствии StuG III принимали участие в боях на Балканах, в Северной Африке, на Восточном и Западном фронтах.

    Используемые совместно с пехотой, штурмовые орудия обеспечивали быстрое уничтожение блиндажей, дотов, дзотов, противотанковые орудия и другие цели. Изначально из Stug формировались истребительные танковые батальоны (Sturmgeschutz Abteilungen). Каждый батальон состоял из трёх частей, по 6 орудий в каждой. Дополнительно, командир каждого батальона имел собственный StuG. Позже количество StuG в каждой из частей батальона было увеличено до 10-ти, а сами батальоны были переименованы в истребительные танковые бригады (Sturmgeschutzbrigaden), которые, в теории, имели в своём составе 31 Stug III. На практике, такое полное обеспечение достигнуть было трудно, и полностью укомплектованными штатными истребительными бригадами могли похвастать только элитные подразделения (такие как танковые дивизии Grossdeutschland в Вермахте и LSSAH, Das Reich, Totenkopf в Waffen SS). Sturmgeschutz создавался, в первую очередь, как штурмовое орудие, но в ходе войны всё больше и больше применялся как оборонительное оружие. Поздними моделями Sturmgeschutz III (40) оснащались также различные истребительные танковые части (Panzer Jager), а начиная с 1944 года Sturmgeschutz III (40) часто использовался как замена Panzer III, Panzer IV и, даже, Panzer V Panther. Эта практика была ошибочной, но отчаянное положение и повсеместная нехватка танков не оставляла другого выбора.



    После Ausf A, с июня 1940 по март 1942 года, в серию пошли ещё 4 ранние модификации Stug III (Ausf B/C/D/E). Все они были вооружены 75мм. орудиями StuK 37 L/24. Каждая последующая версия имела некоторые улучшения по сравнению с предыдущей. Последняя версия (Ausf E) выпускалась до марта 1942 года. Всего, компанией Alkett, было выпущено 822 машины версий Ausf A, B, C, D и E. Официально они имели обозначение Gepanzerter Selbstfahrlafette fur Sturmgeschutz 7.5cm Kanone Ausf A-E / Sd.Kfz.142. Ранние Stug состояли в танковых частях до середины 1943 года. Многие из ранних StuG позже возвращались на заводы для перевооружения более новыми орудиями и установки дополнительных бронеплит. Иногда на более ранние версии, возвращённые на заводы для ремонта, устанавливались запчасти от более поздних версий. В результате получались совершенно нестандартные машины (например, Stug III Ausf C, вооружённый 75мм. орудием StuK 40 L/48 в орудийной манжете Saukopf, уничтоженный у Altdamm'а в 1945 году и Stug III Ausf E, вооружённый 75мм. орудием StuK 40, уничтоженный в Берлине в мае 1945 года). StuG III Ausf E стал первой модификацией, которая комплектовалась 7,92мм. пулемётом MG34 (находился внутри корпуса и использовался экипажем по мере необходимости).
    Три StuG III Ausf D были отосланы в Северную Африку и служили в составе Sonderverband z.b.V 288 - специального подразделения.
    В марте 1942 года в производство был запущен новый вариант - Ausf F. Этот вариант не был уже только штурмовым орудием, но и истребителем танков. Он был вооружён более мощным 75мм. орудием StuK 40 L/43, а последние машины этой модификации (всего 31) - более длинным орудием L/48. 
    В сентябре его производство было прекращено (всего выпущено 359 (360) машин), и на смену ему пришёл Ausf F/8 с 75мм. орудием StuK 40 L/48. Он производился до декабря 1942 года, и был выпущен в количестве 334 штуки. Ausf F/8 стал предтечей более совершенного и последнего варианта StuG III - Ausf G. Stug III Ausf F, F/8 и G также имели название StuG III (40), так как все вооружались 75мм. орудием StuK 40. Stug III Ausf F и Ausf F/8 производились компанией Alkett, и имели официальное обозначение Gepanzerter Selbstfahrlafette fur Sturmgeschutz 7.5cm Sturmkanone 40 Ausf F-F/8 / Sd.Kfz.142/1.
    В попытке улучшить боевые качества Stug III, в 1942 году небольшое количество их (от Ausf B до Ausf F) были перевооружены 75мм. орудием StuK L/33, которые внешне напоминали 105мм. гаубицу StuH 42 L/28 и вызывали, тем самым, неразбериху. На самом деле StuG III никогда не вооружался 105мм. гаубицей. Этот слух запустили англичане, неправильно решив, что на германских фотографиях Stug III Ausf F с более длинным орудием L/43 с закрашенным дульным тормозом (германская цензура), является новой версией 105мм. гаубицы L/33.
    Производство Ausf G началось в декабре 1942 года, и продолжалось до марта/апреля 1945 года. Это была самая массовая версия Sturmgeschutz III. Всего, компаниями Alkett (Altmaerkische Kettenfabrik GmbH) и MIAG (Muehlenbau-und-Industrie AG), было выпущено 7893 такие машины. Пик производства пришёлся на 1944 год, когда было выпущено 4013 Ausf G. На долю компании Alkett пришлось 5000 Ausf G, а в марте 1943 года к производству подключилась компания MIAG, и выпустила около 3000 тысяч штук. Ausf G выпускался в четырёх производственных сериях: номера шасси с 76101 до 77550, с 91751 до 94250, с 95001 до (неизвестно) и с 105001 до (неизвестно). Ausf G использовал корпус, шасси, двигатель и другие компоненты от Ausf F/8, тогда как надстройка была модифицирована. Она была расширена, её боковые 30мм. бронеплиты были наклонены на 79 градусов, крыша к задней части была приподнята, а задняя 30мм. стенка надстройки устанавливалась под углом 90 градусов. Это обеспечило большее пространство, как для командира, так и для заряжающего.
    Другие модификации включали в себя компоновку крыши, дополнительный командирский купол с семью (!) перископами, каждый из которых мог подниматься и опускаться, лючок для телескопического бинокулярного прицела, а также 10мм. бронещит пулемёта пред люком заряжающего (с декабря 1942 года по апрель 1944 года). Ранние варианты Ausf G имели подвижный командирский купол (до октября 1943 года), средние имели фиксированные в одном положении купола (до октября 1944 года), и поздние - снова подвижный купол и его дополнительную защиту. Вдобавок, ранние варианты имели увеличенную до 80мм. (на болтах прикручивались дополнительные 30мм. бронеплиты) фронтальную броню корпуса. А машины, выпущенные с мая 1943 года компанией Alkett, и с октября 1943 года компанией MIAG, уже имели стандартное 80мм. фронтальное бронирование корпуса.


    В ходе производства также проводились модернизации. Они включали в себя установку (с февраля 1944 года) отражательной орудийной манжеты Saukopf (также известной как Topfblende), синхронизацию пулемёта MG (с начала 1944 года), установку Nahverteidigungswaffe (90мм. NbK 39 - оружие близкого боя) и установку на крышу надстройки пулемёта MG (Rundum Feuer) с дистанционным управлением (с конца весны 1944 года). Вдобавок, на машинах, выпущенных с января 1943 года, вентилятор стоял не на крыше, а на задней стенке надстройки. На Ausf G устанавливалось два вида отражательных орудийных манжет Saukopf. Первая прикрывала только орудие, а вторая и орудие и синхронизированный с ним пулемёт MG (с сентября 1944 года). Оригинальная орудийная манжета (коробчатой формы) имела переднюю стенку толщиной 50мм., а боковые - 30мм. Также, с середины 1943 года, на Ausf G устанавливались 5мм. бронеюбки (Schurzen).
    Эти три последние модификации в большей степени стали истребителями танков, чем штурмовыми орудиями. К 1 августа 1940 года, в процессе подготовки к вторжению в Англию (операция "Морской Лев"), планировалось переоборудовать 12 Sturmgeschutz III в погружаемые штурмовые орудия, но планы так и не были претворены в жизнь. Stug III Ausf E стал первой серией, оснащённой встроенным 7,92мм. пулемётом. С апреля по июнь 1943 года 61 Stug III были переделаны в Panzerkompanien (Funklenk) как командирские машины (SdKfz.301) (Schwere Ladungstrager Ausf A/B/C - тендер), буксировавшие за собой щиты со взрывными зарядами с радиоуправляемым взрывателем.
    Каждый вариант Stug III имел некоторые отличия от первоначальной конструкции, модернизации подверглись подвеска (катки), надстройка (фары, общая конструкция, размер, вентиляция, командирский купол) и другие элементы. Так что визуально существовала разница между Ausf B и Ausf G. StuG III управлялся экипажем из 4-х человек: командир, наводчик, заряжающий/радист и водитель.
    Самым частым изменением было добавление дополнительных слоёв бетона поверх броневых плит над местом водителя для увеличения защиты. Также многие ранние версии были отозваны на заводы для перевооружения и установки дополнительных броневых плит. Часто во время ремонта на них устанавливались запчасти с более новых версий - так появлялись совершенно нестандартные модели. Stug III, произведённые в период между сентябрём 1943 и сентябрём 1944 года, обрабатывались на заводе антимагнитной пастой (Zimmerit) и стандартно имели сотовую броню. Многие, находящиеся в строю, Stug III также были обработаны антимагнитной пастой. В порядке вещей было наличие крепежей для канистр и кусков рельсов на отделении двигателя.



    Асы Sturmgeschutz
    Вероятно, самое успешное применение Stug III Ausf F было под Сталинградом в начале сентября 1942 года. Stug III Ausf F 244-го полка Stug, под командованием обервахтмейстера Курта Пфрёндтнера (Oberwachtmeister Kurt Pfreundtner), уничтожил 9 советских танков за 20 минут. 18 сентября 1942 года Kurt Pfreundtner был награждён Железным Крестом за это достижение.

    Другим асом Stug III был кавалер Железного Креста вахтмейстер Kurt Kirchner из 667-го полка Stug, который уничтожил 30 советских танков за несколько дней в феврале 1942 года в ходе боёв на севере СССР.

    Гауптман Peter Franz, также кавалер железного креста, командовал полком Stug, входящим в состав элитной танковой дивизии "Grossdeutschland", и уничтожил 43 советских танка Т-34/76 в ходе битвы за Борисовку 14 марта 1943 года.

    В середине июля 1941 года оберфельдфебель Rudolf Jaenicke (Stug под номером "25"), командуя взводом Stug, уничтожил 12 советских танков БТ-2 вместе с тягачами и боеприпасами, погруженными на железнодорожные платформы.

    Между 1 и 4 января 1943 года, унтер-офицер Horst Naumann из Stug.Abt.184 уничтожил 12 советских танков в ходе тяжёлых боёв под Демьянском. 4 января 1943 года Horst Naumann был награждён Рыцарским Крестом за общее число уничтоженных вражеских танков (27).

    Cамыми заметными асами Stug Вермахта были von Malachowski, Franz и, особенно, кавалер Железного Креста, обервахтмейстер Hugo Primozic из 667-го батальона Stug.

    Наиболее значительным асом StuG Waffen-SS стал штурмбаннфюрер SS Walter Kniep, который командовал 2-ым танковым истребительным батальоном 2-ой танковой дивизии SS "Das Reich". С 5 июля 1943 года по 17 февраля 1944 года его подразделение уничтожило 129 советских танков, потеряв при этом всего две машины. После этого он был награждён Рыцарским Крестом.

    В общем и целом, StuG III был довольно удачным штурмовым орудием, он использовался на всех фронтах как штурмовое орудие и как истребитель танков, как наступательное и как оборонительное оружие. Все версии Stug III имели низкий силуэт, что делало их трудной мишенью и опасным противником. Их экипажи считались элитой бронетанковых войск Германии и имели собственную форму серо-защитного цвета (вариант танковой формы). Stug III имели очень высокий показатель уничтоженных вражеских танков (к весне 1944 года - более 20000). К 10 апреля 1945 года в строю оставалось 1053 StuG III и 227 StuH III. Всего, до марта 1945 года, Alkett выпустил около 9500 таких машин, и небольшое количество собрал MIAG.



    Sturm-Infanteriegeschutz 33 был тяжёлым самоходным пехотным орудием, разработанным и выпускавшимся компанией Alkett. С декабря 1941 по октябрь 1942 года было выпущено 24 такие машины. Его разработка основывалась на шасси Stug Ausf B, в то время как серийные машины - на шасси Ausf E (12) и Ausf F/8 (12). Его вооружение составляло 150мм. тяжёлое пехотное орудие L/11.5 и 7,92мм. пулемёт MG34. Пространство в кабине позволяло разместить только 30 150мм. снарядов и 600 патронов к пулемёту. Stug 33 имел экипаж 5 человек, и использовался исключительно на Восточном фронте. 12 из 24 выпущенных Stug 33 участвовали в боях за Сталинград в составе Sturmgeschutz Abteilung 177, где все они были уничтожены. Остальные 12 машин были включены в состав Sturm-Infanteriegeschutz-Batterie Lehr Battalion XVII (учебное подразделение).

    В октябре 1942 года Alkett выпустил Sturmhaubitze 42, базировавшийся на шасси Stug Ausf F и Ausf F/8, и вооружённый 105мм. гаубицей StuH 42 L/28 (L/30). С 1943 года для Sturmhaubitze 42 начали использовать шасси Ausf G. С октября 1942 до февраля 1945 года было выпущено 1212 StuH 42. В мае и июне 1943 года 10 повреждённых в боях Stug III были переоборудованы в огнемётные танки, вооружённые 14мм. огнемётами Flammenwerfer, и получили обозначение Sturmgeschutz III (Fl). С 1943 по январь 1944 года все Sturmgeschutz III (Fl) находились в Германии и использовались для тренировок личного состава, а с января по апрель 1944 года все они были снова перевооружены 75мм. орудиями StuK 40 L/48. В 1944-45 годах несколько Stug Ausf G были переделаны в перевозчики боеприпасов (75мм. и 105мм. снаряды), путём снятия орудия и закрытия ниши дополнительной броневой панелью. Эти машины получили обозначение Munitionspanzer auf Fahrgestell Sturmgeschutz III Ausf G / Munitionpanzer Sturmgeschutz III Ausf G. В ноябре 1944 года Krupp предложил проект по модернизации Stug III/IV и вооружения его 88мм. орудием Pak 43/3 L71, но проекту не суждено было осуществиться.
    В декабре 1943 году был запущен в производство Stug IV. Это был слегка изменённый вариант (например, была изменена кабина водителя) Stug III на шасси Panzer IV. С декабря 1943 по март 1945 года компанией Krupp-Gruson было выпущено 1139 таких машин. Stug IV (Sd.Kfz. 163/167) был вооружён 75мм. орудием StuK 40 L/48, установленным с манжетой типа "Saukopf". Испытывались также прототипы с 75мм. орудием L/70, но в серию они не пошли. В ходе приготовлений к наступлению в Арденнах, некоторое количество поздних вариантов Stug III Ausf G были переделаны в машины странного вида, которые должны были напоминать американские танки. Все они вошли в состав 150-ой танковой бригады, наряду с танками Ersatz M10 (PzKpfw V Panther Ausf G, переделанные так, чтобы напоминать американский танк М10). Все варианты из серии StuG показали высокую боевую эффективность и действовали с большим успехом на всех фронтах. Sturmgeschutz также экспортировался в страны - союзники Германии: Румыния (119 Ausf F/8 и G), Болгария (55 Ausf G), Венгрия (40 Ausf G), Италия (5 Ausf G), Испания (10 Ausf F/8 и G) и Финляндия (59 Ausf G). В Румынской армии StuG III был известен как TAS T-III (tun de asalt T-III), и оставался в строю до начала 1950-х годов. В Болгарии StuG III имел обозначение SO-75. В ходе войны заинтересованность в приобретении Stug III (40) и StuH 42 проявили Хорватия, Швеция, Португалия, Турция и Швейцария, но эти сделки так и не были завершены. После окончания войны, примерно 28 Stug III Ausf G из Франции, Испании и Румынии были отправлены в Сирию и использовались Сирийской армией вплоть до 1967 года. Несколько из них были захвачены израильской армией на Голанских Высотах и, как минимум, один из них включён в экспозицию музея бронетанковых войск в Латруме (Latrum).
    Несколько Stug III Ausf G использовалось Норвегией, наряду с Panzer III. Подробнее об этом можно почитать в статье "Норвежские Panzer III".


    В период с 1941 по 1943 год в ходе боевых действий Красная Армия захватила большое количество Panzer III, Panzer IV и Stug III (известные ей как ArtSturm). Особенно много трофеев было захвачено под Сталинградом. Некоторые из них были использованы Красной Армией в боевых действиях ("Троянские кони" или приманка), но только временно, из-за малого калибра орудия и недостатка снарядов к ним. Затем было принято решение переделать их в самоходные установки СУ-76и (иностранная). Модернизация заключалась в снятии башни и верхней части корпуса (Panzer III и IV) или надстройки (Stug III), тогда как все остальные элементы конструкции оставались неизменными. Затем устанавливалась сварная коробчатая надстройка (толщина брони 20-30мм.). Надстройка полностью защищала экипаж, имела люки, и не имела никакой командирской башенки. Машина вместе с надстройкой получалась 2,38м в высоту. Имеются сведения, что командирские машины СУ-76и оборудовались командирскими куполами от Panzer III/IV. Устанавливались, на выбор, 76,2мм. орудие Ф-34 (модель 1940 года) или 76,2мм. танковое орудие ЗИС-5 в орудийной станине, адаптированной с танка Т-34. Боезапас составлял 98 снарядов. СГ(Stug)-122А, по дизайну, очень напоминала СУ-76и, но была вооружена 122мм. гаубицей М-30, установленной в полностью переделанной передней бронеплите. Было выпущено лишь незначительное (12?) количество СГ-122А (СУ-122и). Экипаж СУ-76и состоял из 4-х человек, которые имели для близкого боя два автомата ППС (модель 1941 года) и 20 ручных гранат. Водитель использовал оригинальные германские механизмы управления на своём месте, в то время как остальная экипировка машины была заменена на советскую. СУ-76и весила 22 тонны и могла передвигаться по дороге с максимальной скоростью 50 км/ч. Запас хода на дороге составлял 180 км, а по бездорожью - 115 км. Запас хода мог увеличиваться путём установки дополнительных внешних топливных баков в задней части танка (на крышке моторного отсека). С 1942 по 1943 год, на "Первомайском" заводе (№34) в Кировограде, на Украине, было построено от 200 до 1200 СУ-76и. Они дебютировали на полях сражений осенью 1943 года, и использовались как танковыми, так и механизированными пехотными частями Красной Армии. Немцы впервые обнаружили эту машину (из состава 177-го танкового полка 64-ой механизированной бригады) в октябре 1943 года. Некоторые СУ-76и были снова захвачены германской армией и использовались против их прежних владельцев.
    Сегодня СУ-76и на базе Panzer III Ausf H/J моно увидеть на монументе в Сарнах (Украина). Эта машина, 11 января 1944 года, поддерживала наступление на Сарны 143-ей стрелковой дивизии. СУ-76и пыталась пересечь замёрзшую реку, но лёд не выдержал и она пошла ко дну со всем своим экипажем. Её обнаружили в 1972 году, подняли, обновили и установили на постаменте, на проспекте Ленина.
    Финские Stug III Ausf G
    В 1943 году Финляндия закупила 30 Stug III Ausf G (ранние модели), а летом 1944 года ещё 29 Stug III Ausf G (средние и поздние модели). Финские Stug получили тактическую маркировку "Рs.513" (Panssarivaunu - бронированная машина), за которой следует номер бронемашины (например, Ps.513-19). Экипажи для первых 30-ти Stug III проходили подготовку в Германии. В ходе боевых действий финские Stug III были модифицированы. Модификация заключалась в размещении брёвен по сторонам надстройки (по три бревна с каждой стороны), установки мощной бетонной манжеты на орудие, навески гусеничных траков спереди снизу и по бокам корпуса и оборудовании бункеров для различной амуниции. Оригинальные германские пулемёты "MG34" были заменены на советские 7,62мм. "ДТ", которые, по мнению финского военного командования, были более надёжными. Тренировка экипажа была очень тщательной и сложной, например, по условиям одного из упражнений, наводчик орудия должен был написать своё имя на листке бумаги, размещённом перед стволом орудия, ручкой, прикреплённой к концу ствола, используя колёса установки прицела орудия. Stug составляли бригады штурмовых орудий в финских танковых дивизиях. За всё время финские Stug уничтожили 87 вражеских танков, а потеряно было 8 штурмовых орудий. Лучшего результата добился экипаж Ps.531-10 (на фотографии вверху), под командованием старшего сержанта Борье Бротелля (Borje Brotell) и наводчиком капралом Олли Соимала (Olli Soimala), который уничтожил 11 танков врага. После войны модернизация финских StuG продолжалась. Была установлена дополнительная плита, прикрывающая визор водителя, рядом с местом водителя установили новую фару и дополнительные ящики для амуниции на правой стенке надстройки. Некоторые машины имели дополнительные бронеплиты на боковых стенках корпуса за дорожными колёсами. Модифицированные Stug оставались на вооружении финской армии до 1966 года. В дальнейшем они использовались в тренировочных стрельбах или были врыты в землю рядом с важными аэродромами, чтобы предупредить "нежелательные приземления". Сегодня несколько из них восстановлены и включены в экспозиции музеев в Финляндии, Англии и Германии.

    Stug в музее бронетанковой техники в Parola

    Этот Stug III Ausf G (ранняя версия), под номером Ps.531-19 "Marjatta", прибыл в Финляндию в 1943 году. Он восстановлен и покрашен в оригинальные, использовавшиеся финской армией во Второй Мировой Войне, цвета. Это был самый первый финский Stug, выстреливший по советскому танку.

    Ps.531-19 в действии!
    Ps.531-19, под командованием лейтенанта Маури Сартио (Mauri Sartio), уничтожил 4 танка за очень короткий промежуток времени. Наводчиком был капрал Олоф Лагус (Olof Lagus), сын командира финской танковой дивизии - Рубена Лагуса (Ruben Lagus). 14 июня 1944 года финны атаковали, чтобы отбить деревню Kuuterselka. Это был первый раз, когда в бою использовались финские Stug. Атака началась около полуночи (летом в Финляндии день и ночь не имеют большого значения). Первый Stug уничтожил несколько пулемётных огневых точек и противотанковых орудий. Вдруг Сартио заметил советский Т-34/85 всего в 15 м. слева от своего Stug. Быстро, как молния, водитель развернул Stug на 90 градусов влево, и капрал Лагус выстрелил. Т-34 запылал мгновенно. Когда первый Т-34 загорелся, экипаж Stug увидел ещё несколько советских танков. Молодой капрал снова начал вести огонь, и ещё два Т-34 было уничтожено. Два оставшихся Т-34 попробовали отойти, но Лагус уничтожил один из них, а второй Т-34, который удалился уже на 70м., был уничтожен другим Stug. Всё это заняло всего 1-2 минуты (!!!). Все советские танки были готовыми к бою Т-34/85, но быстрая реакция финских танкистов не оставила им шансов. Общее количество советских танков, уничтоженных Stug в этом бою, составляет 11 Т-34/85, 2 ИСУ-152, 1 ИС-2 и 1 КВ-1.

    Этот Stug III Ausf G (поздняя версия) носил номер Ps.531-57. Музей восстановил его в том виде и в тех цветах, которые этот Stug имел, когда прибыл в Финляндию в 1944 году. Эти Stug не были перекрашены в финские цвета (верхний снимок) летом 1944 года, они лишь получили стандартную финскую модификацию (по три бревна по сторонам корпуса и бетонную манжету у основания орудийного ствола), и сразу были отправлены на фронт. Даже германские кресты не были закрашены, так как они всё-равно закрывались брёвнами.

    Вариации на тему Sturmgeschutz III

    Sturmhaubitze 42 (Sd. Kfz. 142/2)
    Stug 33 - 150мм тяжёлое пехотное самоходное орудие
    Sturmgeschutz III Flammpanzer - огнемётный танк
    Sturmgeschutz IV (Sd.Kfz. 163/167)
    Munitionpanzer Sturmgeschutz III Ausf G - перевозчик боеприпасов


    Просмотров: 1008 | Добавил: defaultNick | Теги: штурмовое, Sturmgeschutz, iv, iii, орудие | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]