Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 20.01.2020, 00:53
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 110

Форма входа

Закладки

Галереи

TOP 10 городов

Статистика

PR-CY.Rank

Баннеры

Анализ сайта

Поиск

Мы Вконтакте

Календарь

«  Сентябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Облако Тегов

Архив записей

Наши партнеры

Энциклопедия Великой Отечественной войны

ПОБЕДИТЕЛИ — Солдаты Великой войны

Друзья сайта

Организации
  • Институт инновационной деятельности в образовании РАО
  • Центр дополнительного образования для детей (Детский автогородок)
  • Консалтинговое агентство "Дива"
  • Институт профессионального развития персонала
  • Электронные СМИ
  • Электронный научно-практический журнал «Инноватика в образовании»
  • Научный журнал «Вторая мировая война»
  • Научный журнал «Вопросы профессионального развития персонала»
  • Новостной портал «Arik»
  • Генеалогия
  • Международный дворянский клуб "Szlachta"
  • Международный союз дворянских собраний
  • История
  • Энциклопедия Второй мировой войны
  • Энциклопедия Третьего Рейха
  • Советский Союз во Второй мировой войне
  • Энциклопедия США
  • СAllies - Западные союзники
  • Энциклопедия Польши (Второй Польской Республики)
  • Биографии выдающихся исторических личностей
  • Величайшие войны в истории человечества
  • Военная техника и оружие Второй мировой войны
  • Развлечения
  • Виртуальная Речь Посполитая
  • E3R.RU Сериалы онлайн
  • Подручный бездарной Луизы
  • АНИМЕ КАРТИНКИ И ОБОИ
  • Доски объявлений
  • Доска объявлений
  • Персональные странички
  • Сайт Красильникова А.А.
  • Сайт Киселёва А.Г.
  • Главная » 2012 » Сентябрь » 24 » Морские и авиационные реактивные снаряды Японии
    16:23
    Морские и авиационные реактивные снаряды Японии
    Морские и авиационные реактивные снаряды Японии
    Перевод и адаптация текста: Аранов Евгений Леонидович

    Морские и авиационные реактивные снаряды Японии
    28-ствольная установка 120-мм зенитных ракет

    Начало теоретических разработок ракетной техники в Японии относится к 1931 году. Но потребовалось более 10 лет до практического воплощения этого оружия. В конце 1943 – начале 1944 года были проведены первые стрельбы армейскими 200-мм ракетами, после чего, в марте 1944 года, они были приняты на вооружение армии, а чуть позже и флота (с небольшими изменениями). 
    В мае 1944 года в производство были запущены армейские 400-мм ракеты и 450-мм морские. Это были самые большие и мощные в мире в то время реактивные снаряда, стабилизация в полете которых достигалась вращением. Руководителем проекта был флотский офицер тюса (капинан 3-го ранга) Ханамицу (Hanamizu), который лично руководил испытаниями ракет на военно-морском полигоне в Куре, а также организацией их производства. Однако, необходимо отметить, что крупносерийного производства так и не было налажено. Крупнокалиберные реактивные снаряды эпизодически применялись в боях за Филиппины, куда были доставлены на линкоре «Исе». Однако, достоверных данных об их применении не сохранилось. Тюса Ханамицу погиб в ходе обороны Манилы и все документы, касаемые крупнокалиберной ракетной техники были утеряны. Некоторое количество 200-мм и 400-мм ракет с примитивными пусковыми установками было захвачено на Филиппинах после их оккупации союзниками.
    В июле 1944 года были разработнаны 120-мм зенитные зажигательно-осколочные шрапнельные реактивные снаряды, а также 28-ствольная пусковая установка для залповой стрельбы ими. Эти установки также были выпущены ограниченной серией и устанавливались на ряде линкоров и авианосцев японского флота.
    Еще одним направлением развития японской ракетной техники были бронебойные противотанковые ракеты калибра 200-, 100- и 80 мм, которые были запущены в производство в апреле 1945 года и не были применены японцами до капитуляции.
    Наиболее массовыми были 120-мм зенитные ракеты, производство которых было развернуто на Втором пороховом заводе Флота в Харицуке, откуда они поступали на испытания на Военно-морской полигон Куре. Испытательные стрельбы проводились на острове Камега Куби около города Куре. В ходе испытаний было израсходовано около 500 штук ракет.
    Спецификацией флота предполагалось использовать эти ракеты для борьбы с высотными бомбардировщиками В-29, досаждавшими Японии, которые были почти недосягаемыми как для крупнокалиберных зениток, так и для перехватчиков флота и армии. Поэтому базовые параметры, заданные в спецификации были ориентированы именно на такую цель:
    Досягаемость по высоте 15 тыс. м.
    Калибр 12 см
    Длина 300 см
    Масса заряда 23 кг
    Общая масса ракеты 75 кг
    Время работы маршевого двигателя 1.15 сек.

    В качестве топлива рассматривался как пороховой заряд, так и 80-процентный раствор перекиси водорода, технология получения которого была получена из Германии в рамках союзнической помощи.
    Реалии оказались значительно скромнее. Предельная дальность стрельбы достигала 4800 метров, а досягаемость по высоте лишь 2300 м. Скорость ракеты всего 200 м/с. Никудышной была точность неоперенного снаряда. О прицельной стрельбе не было и речи. Стрельба по высотным целям была, таким образом, невозможна. Тем не менее, было решено все равно принять ракету на вооружение в качестве дополнения к малоэффективным корабельным 25-мм зенитным автоматам ближнего действия. Считалось, что залповая стрельба по вражеским пикировщикам и торпедоносцам может быть вполне эффективной. Для этого на стандартном станке от трехорудийного зенитного автомата смонтировали 28-ствольную ракетную пусковую установку. В конце лета 1944 года по 6 таких установок смонтировали на авианосцах «Дзуйкаку» и «Унрю» и линкорах «Исе» и «Хиуга». Позднее, эти установки были смонтированы на авианосцах «Амаги» и «Кацураги». 12 пусковых установок планировалось на авианосце «Синано», но повидимому, они так и не были установлены на момент гибели корабля. Вероятно некоторое количество пусковых установок использовалось береговой ПВО на Филиппинах и Окинаве. Нет никаких свидетельств, чтобы хоть один самолет союзников был сбит этими ракетами. Японцы, видимо, сами разочаровались в эффективности ракет, по крайней мере, на авианосце «Дзуйкаку» и линкорах «Исе» и «Хиуга» в ходе боя у Энганье 25.10.1944 этих ракет на борту не было.

    ТТХ 120-мм зенитных ракет:
    Длина направляющих 42.65” (1.083 м) по другим данным 51.2” (1.3 м)
    Диаметр ракеты 4.73 дюйма (120.1 мм)
    Масса ракеты 22.47 кг
    Длина ракеты 730.5 мм
    Масса ВВ – 200 гр.
    Масса порохового заряда – 3.4 кг
    Темп стрельбы – 28 ракет за 10 сек
    Время работы маршевого двигателя – 1.6 сек
    Досягаемость по высоте - 2300 м
    Скорость ракеты всего 200 м/с. 
    Предельная дальность стрельбы 4800 м
    Диапазон вертикальной наводки 5 – 80 град.
    Скорость вертикальной наводки 18 - 22 град/сек (с силовым приводом)
    Скорость вертикальной наводки 3 град/сек (с ручным приводом)
    Масса установки 1597 кг.

    Вопреки распространенному мнению об отсутствии на вооружении Японии авиационных реактивных снарядов, разработки в этой области велись. Хотя с принятием на вооружение ракет японцы значительно отстали от других стран-участниц 2-й Мировой войны, и использовали их крайне ограниченно. Отчасти из-за этого о них мало кому известно. В частности, союзники до конца войны и не подозревали о существовании японских реактивных снарядов, впервые ознакомившись с ними лишь после оккупации Японских островов. Американские специалисты изучив японские разработки в области неуправляемой ракетной техники, классифицировали их как «бомбы-ракеты», главным образом из-за того, что боевая часть японских реактивных снарядов представляла собой слегка видоизмененные авиационные бомбы с пороховым ракетным двигателем. 
    Впервые познакомившись с действием советских «эрэсов» еще в 1939 году на Халхин-Голе, японцы не могли не обратить на них внимания. Примерно к этому же времени относится первая попытка японцев создать нечто подобное. Маловероятно, что на японские разработки как-то повлиял советский опыт. Такое умозаключение исходит из конструкции и назначения первых японских ракет, которые предназначались, прежде всего, для борьбы с кораблями противника и были инициированы флотским руководством. А учитывая ярко выраженное соперничество между армией и флотом Японской империи, вряд ли армия, столкнувшаяся с советскими «эрэсами» на Халхин-Голе, была осведомлена о флотских разработках.
    Так или иначе, первой разработкой в области ракетной техники стала 315-кг бронебойная «бомба-ракета», получившая в серии наименование «Тип 3 №25 модель 1 Kai4». За основу ее конструкции была взята флотская экспериментальная бронебойная 250-кг бомба «Тип 99 модель 4» образца 1939 года.

    Морские и авиационные реактивные снаряды Японии
    28-ствольная установка 120-мм зенитных ракет на станке строенного 25-мм зенитного автомата
    Морские и авиационные реактивные снаряды Японии
    Схема 28-ствольной установки 120-мм зенитных ракет с директором управления огнем.

    Морские и авиационные реактивные снаряды Японии
    120-мм зенитный реактивный снаряд зажигательно-осколочного действия

    Морские и авиационные реактивные снаряды Японии
    Схема запуска 120-мм зенитной ракеты

    Ракета «Тип 3 №25 модель 1 Kai4» представляла собой толстостенный стальной корпус, внутри которого размещался небольшой заряд взрывчатого вещества «Тип 91» - тринитроанизола - массой около 4 кг. Маршевый пороховой двигатель, содержащий 15 кг твердого топлива, обеспечивал скорость 90 м/с, обеспечивая ракете способность пробивать броню толщиной 125 – 150 мм. Маршевый двигатель отделялся от боевой части стальной перегородкой. Стабилизация ракеты в полете обеспечивалась четырьмя стальными стабилизаторами. 
    Ракета «Тип 3 №25 модель 1 Kai4» проходила испытания в конце 1939 года с наземных пусковых установок. Внедрение ее в войска затянулось. Первые серийные образцы появились в конце 1943 года. Для их применения планировали использовать стандартные пикирующий бомбардировщики палубных эскадрилий. Однако, ввиду большой длины ракеты – 1884 мм, выяснилось, что она не влезала в бомболюк основного пикировщика ВМФ Японии – D4Y «Suysei», поэтому пришлось искать более подходящий носитель. Экспериментировали с подвеской ее под фюзеляж торпедоносца B6N «Tenzan», базовых бомбардирощиков P1Y «Ginga» и G4M. Но, судя по всему, до боевого применения дело так и не дошло. По крайней мере, ни с японской, ни с американской стороны таких данных найти не удалось.
    Еще одной разработкой флотских специалистов явилась 13-кг авиационная ракета «Тип 5 Модель 1 Kai9» , разработанная 1-м Военно-морским техническим арсеналом в Йокосуке в начале 1944 года. Конструктивно и внешне японский реактивный снаряд очень напоминал нечто среднее между советскими РС-82 и РС-132.

    Бронебойная бомба-ракета «Тип 3 №25 модель 1 Kai4»
    Бронебойная бомба-ракета «Тип 3 №25 модель 1 Kai4».

    Эта небольшая ракета предназначалась, прежде всего, для атак подводных лодок на поверхности и небольших судов, но была вполне пригодна и для уничтожения бронетехники противника. Ее небольшая масса и размеры позволяли использовать в качестве носителя практически любой японский самолет. Известно, что для пробные запуски этих реактивных снарядов производились с истребителей «Зеро» A6M5 и N1K2-J «Shiden-Kai», под каждым крылом которых монтировались по одной или две направляющих для «Тип 5 Модель 1 Kai9». Интересной особенностью ракеты было наличие на ее цилиндрической части двух металлических направляющих, входящих в зацепление с направляющими на крыле самолета. Воспламенение маршевого двигателя осуществлялось электрозапалом по проводам через сопло.
    Боевая часть ракеты бронебойно-фугасного действия содержала 900 граммов взрывчатки «Тип 91» - тринитроанизола. А ракетный двигатель обеспечивал скорость 230 м/с или 828 км/ч. Испытания, проводимые в июле 1944 года показали, что ракета гарантированно пробивала 25-мм стальной лист. Взрыватель имел замедление на 0.2 секунды.
    Боевое применение этих реактивных снарядов было крайне ограниченно. Вероятно, лишь в боях за Окинаву в мае-июле 1945 года были применены эти ракеты. Несколько тысяч боеготовых ракет «Тип 5 Модель 1 Kai9» было обнаружено американскими войсками на складах после оккупации Японии. Вероятно они были запасены для боев за Японские острова.
    Увеличенный вариант предыдущего типа представлял собой реактивный снаряд «Тип 5 Модель 6 Kai9». Размеры его были увеличены почти вдвое, как видно из эскиза, масса возросла с 13 до 84 кг, из которых 10 кг приходилось на топливо порохового ракетного двигателя, и 10 кг на взрывчатое вещество боевой части фугасного действия. К моменту капитуляции Японии ракета все еще проходило стадию наземных испытаний.

    Аналогичные по конструкции реактивные снаряды использовались японскими морскими истребителями в воздушном пространстве метрополии для стрельбы по американским бомбардировщикам. 
    Одна из них «Тип 3 №6 модель 27 Kai1 массой 60 кг была разработана совместными усилиями 2-го Военно-морского арсенала, 1-го Технического арсенала и экспериментального полигона в Кашима. Ракета имела зажигательную боевую часть, а поражающими элементами являлись 140 стальных шариков заполненных белым фосфором, суммарная масса которого достигала 4 кг. Маршевый тведротопливный ракетный двигатель обеспечивал скорость 270 м/с. Правда точность ее была вне всякой критики. Рассеивание достигало 60 градусов. Подрыв осуществлялся дистанционно с помощью таймера, установленного в хвостовой части. 
    Время подрыва устанавливалось на земле. Этот нюанс негативно сказался на эффективности использования ракет для борьбы с авиацией противника, что было сопряжено с трудностями определения дистанции пуска у пилотов перехватчиков. Поэтому, несмотря на довольно активное использование реактивного снаряда «Тип 3 №6 модель 27 Kai1 весной и летом 1945 года в перехватах В-29 над Японией, всерьез рассматривался вариант применения его и для штурмовых операций для отражения готовящегося десанта на Японские острова.
    Дальнейшее развитие реактивного снаряда «Тип 3 №6 модель 27 Kai1 – его уменьшенный вариант «Тип 3 №1 модель 28 Kai1 массой 7.65 кг.
    Боевая часть фугасного действия содержала 600 граммов взрывчатки «Тип 98» - смеси из 60% тринитроанизола и 40% гексила. 2-кг пороховой заряд обеспечивал ракете скорость около 400 м/с. К моменту капитуляции Японии ракета все еще проходила испытания.

    Зажигательный реактивный снаряд «Тип 3 №6 модель 2
    Зажигательный реактивный снаряд «Тип 3 №6 модель 27 Kai1

    Реактивный снаряд «Тип 5 Модель 1 Kai9»
    Реактивный снаряд «Тип 5 Модель 1 Kai9»

    Реактивный снаряд «Тип 5 Модель 6 Kai9»
    Реактивный снаряд «Тип 5 Модель 6 Kai9»

    Фугасный реактивный снаряд «Тип 3 №1модель 28 Kai1
    Фугасный реактивный снаряд «Тип 3 №1модель 28 Kai1

    Просмотров: 926 | Добавил: defaultNick | Теги: Морские, авиационные, реактивные, снаряды, Япония | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]